Осторожно – Мошенники!

 На коммерческом рынке перевозка является часть огромного процесса. При этом на перевозчика возлагается обязанность доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю). Процесс сопровождается надлежащей подготовкой необходимого комплекта документов и возможностью предъявить претензии в соответствующие установленные законом сроки. Но наличие транспортной накладной, подписанной грузоотправителем, грузополучателем, а также истечение срока исковой давности не всегда является гарантией отсутствия претензий в адрес перевозчика, касающихся доставки и передачи груза грузополучателю. Особенно, если на одном из этапов вы столкнулись с хорошо подготовленной мошеннической схемой…

Рассмотрим данный вопрос на примере дела № А40-30202/2020, сторонами по которому выступали ООО «Дентро» (перевозчик) и АО «Таркетт Рус» (заказчик, грузоотправитель).


Немного предыстории:


 У АО «Таркетт Рус» и ООО «Регион Сервис» был заключен договор поставки, в рамках которого в первом квартале 2018 года был поставлен товар на 298 733 781,62 рублей по постоплате.

Для доставки товара в адрес ООО «Регион Сервис» АО «Таркетт Рус» привлекал перевозчиков, в том числе ООО «Дентро». Груз был доставлен грузополучателю, услуги ООО «Дентро» оплачены со стороны АО «Таркетт Рус» в полном объеме.

 Но ООО «Регион Сервис» не оплатило поставленный товар, в связи с чем АО «Таркетт Рус» было вынуждено обратиться в суд.

В процессе взыскания задолженности в отношении ООО «Регион Сервис» было возбуждено производство по делу № А40-118496/18-187-146 «Б» о признании его несостоятельным (банкротом).

АО «Таркетт Рус» обратилось в суд о включении в реестр требований кредиторов должника ООО «Регион Сервис», подтверждая поставку товара транспортными накладными с отметкой о приеме грузополучателем.

И несмотря на этот факт, Определением Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 года АО «Таркетт Рус» было отказано во включении в третью очередь реестра требований кредиторов на основании того, что ООО «Регион Сервис» не подтверждало факт поставки,  и перевозчики не имели физической возможности перевозить товары в адрес ООО «Регион Сервис», ввиду отсутствия необходимых для этого материальных средств (не имеет автомобилей или прицепов в собственности или в лизинге). Иными словами, ООО «Дентро» не имело возможности предоставить автотранспорт для перевозки товара, несмотря на то, что ООО «Дентро» пыталась включиться в судебный процесс и представить доказательства наличия соответствующих ресурсов.

Т.е. ООО «Регион Сервис» мошенническим путем убедило суд, что ООО «Дентро» не доставило груз грузополучателю!

Имея на руках Определение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 года об отказе во включении в третью очередь реестра требований кредиторов, АО «Таркетт Рус» обратилось 18.02.2020 г. к ООО «Дентро» о взыскании стоимости утраченного товара в первом квартале 2018 г. и суммы уплаченного вознаграждения в размере 109 358 290,37 рублей.

Судебное рассмотрение иска к ООО «Дентро» закончилось отказом в удовлетворении иска в полном объеме.


Линия защиты ООО «Дентро» строилась на доказывании:


1.     Факта истечения срока давности (АО «Таркетт Рус» связывало начало течения срока с вынесением определения суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов, в то время как при утрате груза срок исковой давности начинает течь с момента, когда груз считается утраченным)

2.     Факта доставки груза (предоставлены комплекты надлежаще оформленных документов; подписанные АО «Таркетт Рус» и ООО «Дентро». Еще одним из способов подтверждения факта доставки груза, который был применен участниками процесса, был запрос в налоговую о предоставлении информацию об отражении в налоговых декларациях по НДС ООО «РЕГИОН СЕРВИС» счетов-фактур, связанных с доставкой утраченных грузов.)

3.     Отсутствие факта преюдиции по решениям суда по делу № А40-118496/18-187-146 «Б»

Указанная ситуация возникла в результате ненадлежащего поведения и применения мошеннической схемы со стороны покупателя ООО «Регион Сервис», заключившего контракты с большим кредитным лимитом и, в дальнейшем не оплачивавшего поставленный товар.

Таким образом, перевозчик может оказаться «виноватым» без вины, если не будет иметь в своем распоряжении доверенности от грузополучателей на прием груза, транспортных накладных, актов оказанных услуг, подписанных заказчиком.



Выводы, которые нужно принять к сведению перевозчикам, касающиеся документооборота:


1.Требовать и хранить доверенности грузополучателя, выданные на прием груза;


2. Хранить оригиналы транспортных накладных;


3. Хранить оригиналы подписанных актов оказанных услуг.